Skip to main content

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают великое событие: появление на свет дочери у праведных Иоакима и Анны — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. На следующий день Церковь молитвенно чтит память Ее родителей.

История сегодняшнего праздника в Библию не вошла. Биографические подробности о Деве Марии мы узнаем из Священного Предания. В частности, Рождество Богородицы и вообще жизнь святых Иоакима и Анны описаны в первых семи главах Протоевангелия Иакова, древнем источнике второй половины II – начала III вв.

Отмечать нынешний праздник как отдельный значимый день христиане начали  во второй половине V века.

Мария стала единственным ребенком Иоакима и Анны, которые, дожив до преклонных лет, были бездетны. Бесчадие тогда считалось проклятием за грехи. Весь Израиль жил ожиданием грядущего Спасителя, и каждая семья молилась, чтобы именно из их семени Он произошел. Иоаким и Анна были богобоязненные, молитвенные и очень скромные люди. Они долгие годы терпели неприязнь от всего окружающего общества, от соседей, родных, знакомых. Однажды, когда Иоаким пришел в Иерусалимский Храм, первосвященник запретил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». Так Господь испытывал смирение супругов. Оба они, не сговариваясь, начали горячо молиться и оба одновременно удостоились явления Ангела Божия. Праведной Анне он возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Так и содеялось.

Согласно общепринятому преданию, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. На этом месте православными построен монастырь святой Анны, на первом этаже которого освящена церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Ее родителей.

Святая праведная Анна происходила из колена Левия, из рода первосвященника Аарона, Иоаким — из колена Иуды из рода Давида. В Деве Марии, таким образом, соединяются две важнейшие сакральные генеалогические линии: царская и мессианская линия Давида и священническая — Аарона. Они объединяются в Иисусе Христе как Мессии, Царе и одновременно Небесном Первосвященнике.


 

У престарелых и дотоле бездетных Иоакима и Анны родилась маленькая дочь Мария. В тишине и безвестности совершилось это великое событие в истории мира, ибо родилась та, которая стала благословенной в женах, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Матерью Христа-Мессии, Спасителя нашего.

 В тишине, без всякой широкой славы началась и жизнь и проповедь Божественного Сына Ее. Все великое и святое в истории человечества совершалось именно так, в глубокой тишине, в неизвестности для мятущегося мира.

Почему же так?

Ответ на это найдем в том, что было открыто Богом великому пророку Илии, когда бежал он от гнева злобной Иезавели, шел 40 дней и пришел к горе Хорив, и сказал ему Господь: «Выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар. 19, 11-12).

Видите ли, что Сам Бог открыл великому пророку, что Его дела совершаются без шума и грозных явлений, а в тишине, подобной веянию прохладного ветерка…

То же самое происходит и в сердцах человеческих. Когда живем мы по заповедям Христовым, никого не обижаем, творим добрые дела, проливаем слезы покаяния в молитвах к Богу, то возрастают в сердцах наших плоды Духа Святого, о которых так говорил апостол Павел в послании к Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).

Тихая радость и мир наполняют сердца наши после истинно доброго дела и глубокой молитвы, после причащения Тела и Крови Христовых, и губы сами собой складываются в тихую улыбку. Если испытаете это по милости Божией, то знайте, что благодать Святого Духа руководит вами, и Дух Святой живет в вас. Это печать дел Божиих.

 Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)


 

В сегодняшнем апостольском чтении, посвященном празднику Рождества Пресвятой Богородицы, мы находим замечательные слова «в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5).

В послании к Филиппийцам нет ни слова о Богоматери, так что люди нередко спрашивают: «А почему же во все праздники в честь Богоматери читается именно это послание, если в нем ничего о Ней не говорится?» А ответ такой: в этом отрывке говорится о самом главном, что стяжала в Себе Пресвятая Богородица  в Ней были те же самые чувствования, что во Христе Иисусе, в Сыне Ее и в Боге нашем.

А в Нем были чувствования первозданного человека, того самого, которого Господь Бог, Творец мира, создал и которого не коснулся грех, потому что Спаситель был подобен нам во всем, кроме греха.

Если в нас будет хотя бы тысячная, миллионная частица Его чувств, мы будем новым народом и новой человеческой семьей. Для кого-то это кажется несбыточным, почти фантастическим, но опыт Церкви, опыт святых угодников, мучеников, исповедников, подвиг, совершаемый в Церкви, свидетельствует о способности каждого из нас отображать те же чувствования, что и во Христе Иисусе Господе нашем, подобно тому, как в полной мере отобразила их Пресвятая Богородица.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


  

Миссионерский отдел Брестской епархии

  • Просмотров: 1174