Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье
Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенное настроение Великого поста и предваряющий радость святой Пасхи.
В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на Пасху иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделей «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник известен как «Вербное воскресение». Стояние с ветвями вербы и зажженными свечами — встреча невидимо грядущего Господа и приветствие Его как победителя ада и смерти. Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до Его крестных страстей.
В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.
Иконография «Входа в Иерусалим» почти неизменна. На молодом осле в Иерусалим въезжает Иисус Христос. Он обернулся к Своим ученикам, идущим за ослом. В левой руке Христа свиток, символизирующий священный текст завета, правой Он благословляет встречающих. Навстречу Ему из ворот города вышли мужчины и женщины. Дети подстилают свои одежды под копыта осленку. Другие — ветви пальмы.
Многие не узнали своего Мессию: они не вместили благовестия о Царстве, которое внутри сердца человеческого, о горнем Иерусалиме, о небесном престоле Небесного Царя. Он учил их притчами о Царствии Божием, а они все пытались узнать, когда и где увидят они это обещанное Им Царство. Но Он отвечал: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). Так до конца и не поняли, о каком Царстве говорил Христос — не поняли до тех самых пор, пока не увидели Иисуса распятым на кресте с надписью «Царь Иудейский». Тогда только было явлено миру то, о чем Он говорил в Своих проповедях: Царство Божие — это распятая на кресте любовь Бога к человеку.
Царство Божие приходит не «приметным образом», но таинственно и тихо, и наполняет собою сердце наше. Христос приходит к нам с той же кротостью и смирением, с какими Он вошел в Иерусалим, и Он становится нашим Царем, а мы — Его народом. Он покоряет нас не силой и могуществом, но любовью и смирением, и мы выходим навстречу Ему с зажженными свечами и ветвями вербы, символизирующими пальмовые ветви. И в этой встрече людей с Господом — величайшая победа, которая когда-либо была одержана в истории человечества.
Иудеи, встречая Господа, постилали Ему свои одежды. В древности одежда знаменовала собою душевное состояние человека, выражала собою его дух. Если кто-то снимал одежду и постилал ее пред каким-либо лицом, он показывал, что повергает самые возвышенные чувства свои — любви, уважения и благоговения — пред этим лицом. Вот и иудеи выражали готовность отказаться от самих себя и посвятить свои души и тела Царю Израильскому, Которого они встречали. Так точно должно и нам поступать при сретении Господа. Мы проявим свою любовь к Нему и радость о Его Пришествии тогда, когда сбросим с себя нашу греховную духовную одежду, загрязненную пороками, и оденемся в одежду чистоты, невинности и правды; когда откажемся от злой воли своей, и облечемся в нового человека, и себя всецело предадим в волю Христа Спасителя; когда безропотно и с покорностью будем нести свой крест, с любовью и самоотвержением перенося все скорби.
Израильский народ при встрече со Спасителем срезал пальмовые ветви и постилал их на Его пути. В Священном Писании под деревом очень часто подразумевается человек. Так, например, под добрым деревом — добрый человек, под сухим — человек худой, не приносящий плодов, добрых дел. Пальма же, отличаясь крепостью и красотой, знаменовала собой нравственную красоту. Когда израильтяне резали пальмовые ветви и постилали их под ноги Спасителя, этим они выражали доброе настроение духа и готовность следовать за своим Царем. Так и мы должны являть в себе добрые качества пальмы; наша добрая нравственная деятельность должна опираться на твердые убеждения веры, чтобы наша добрая жизнь никогда не засыхала и не предавалась порче и тлению, но всегда была свежей и цветущей.
Схиархимандрит Кирилл (Павлов)
Зеленеющие ветви вербы, по изъяснению Церкви, служат знамениями победы над смертью, воскресения Иисуса Христа и нашего общего воскресения. «Общее воскресение, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл ecu Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».
И сами эти начинающие зеленеть ветви являются нам живым напоминанием и образом нашего воскресения. Вход Господень в Иерусалим — событие радостное. Очень многие люди, встречая Спасителя в тот момент, испытывали радость, которая выражалась и в том, что они держали пальмовые ветви, и в том, что они постилали одежды на пути Иисуса, и особенно эта радость была сильна в детях, которые, может быть, не сознавали всего величия происходившего, но которые чувствовали своим духом, своим сердцем, что Иисус Христос приносит им радость. И вот об этой радости говорит апостол Павел в Послании к Филиппийцам, которое читается за праздничной литургией: «Братья, радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю — радуйтесь». Мы должны вслушаться в эти слова и понять, что христианство с самого начала и до самого конца является религией радости. Есть много других религий, в которых проповедуется послушание Богу, страх перед Богом, которые учат людей любить Бога, но, пожалуй, именно христианство является по-настоящему и в полной мере религией радости. Это несмотря на то, что именно христианство — религия воплотившегося Бога — вмещает в себя и весь трагизм человеческой жизни.
Митрополит Иларион (Алфеев)
Миссионерский отдел Брестской епархии
- Просмотров: 2631