Паломничество является традиционным видом религиозной деятельности (духовной жизни), которая представляет собой путешествие верующих людей к святыням, находящимся вне пределов их постоянного места жительства. Это не просто посещение святынь, но форма религиозной практики, которая включает участие в богослужении, процессии (крестные ходы), духовные беседы, трудовую и иную благотворительную деятельность в пользу религиозной организации.
Различными бывают цели, с которыми верующий отправляется в паломничество. Одни паломники, с помощью молитвенных практик и духовных бесед, стремятся разрешить важные вопросы, касающиеся выбора дальнейшего жизненного пути (получить совет, наставление, вразумление и благословение), другие, направляются к святым местам ради молитвы за близких и оказания благотворительной помощи.
Само слово «паломничество» имеет христианское происхождение и происходит от слова «пальма» (лат. palma) в память о том, что пальмовыми ветвями жители Иерусалима встречали входившего в город Иисуса Христа.
Христианские паломничества впервые были совершены к местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа (рождением, проповедью, распятием) и Его воскресением. Самое раннее описание такого паломничества встречается в III в. у христианского богослова и церковного писателя Оригена (ок. 185 – ок. 253), который «в поисках следов Иисуса, учеников и пророков» просил жителей Палестины показать ему действительное место происшествия с гадаринским бесноватым, описанного в Евангелии. Сохранились описания христианских паломничеств в Святую Землю и Иерусалим, которые датируются IV веком, когда паломничество поощрялось отцами церкви, включая блаженного Иеронима. Святой императрицей Еленой, матерью императора Константина Великого, в IV веке было совершено паломничество в Иерусалим, и мы обрели и Гроб Господень и Крест Животворящий.
В VII в. Святая Земля была завоевана мусульманами, и по мере того, как паломничество туда становилось всё более трудным для христиан, акцент устремлений восточно-христианских паломников смещался на Константинополь и Афон. Древние русские летописи и жития святых сообщают о путешествиях в Грецию и на Афон, например, основателя Киево-Печерского монастыря преподобного Антония Печерского (конец Х – начало XI вв.).
Древнейшим и наиболее известным в Русской церкви описанием паломничества в Святую Землю является «Хождение» игумена Даниила, побывавшего в Константинополе и Палестине в 1106–1107 гг. Согласно житию конца XII в., паломничество в Святую Землю совершила в конце жизни преподобная Евфросиния Полоцкая.
На VII Вселенском соборе в 787 г. были сформулированы богословские принципы, обосновывающие духовный смысл паломничества как почитания и поклонения мощам и иконам, а также святым местам ради удостоверения подлинности, а не призрачности Боговоплощения.
Вот и брестские паломники 10 февраля отправились в паломничество по маршруту Брест- Свято-Духов собор Минска-Свято-Елисаветинский монастырь – Благовещенский Ляденский монастырь. Заранее знали, что прибывает в этот день в Минск великая святыня - Пояс Пресвятой Богородицы.
Выезд был ранним. В паломничестве часто встречаются трудности. И на этот раз не все было гладко. Безропотно паломники терпели нестроения в этот день. Немного опоздали на Божественную Литургию, День был субботний, в кафедральном Соборе было немноголюдно и можно было и приложиться к святыням, и порадоваться, оформлению пространства собора и входа, которые были украшены в ожидании встречи с великой святыней.
Затем был Свято-Елисаветинский монастырь и Всесвятский храм, куда паломничаем достаточно часто. Святыни Минска хорошо известны брестским паломникам, но от этого встреча с ними никого не оставляет равнодушным.
Благовещенский монастырь в Лядах, встреча с которым состоялась после длительного перерыва, а для паломников этого дня была первой, оправдал все ожидания.
Ляденский Благовещенский мужской монастырь находится в деревне Малые Ляды Смолевичского района Минской области. Он расположен примерно в 42 км от города Минска. Монастырь возник по особому Промыслу Божию. Один из настоятелей и летописцев монастыря, историк архимандрит Николай (Трусковский) в 1864 году писал, что о начале Ляденского монастыря сохранилось следующее местное предание. Царица Небесная, сжалившись над местным людом из-за его тяжёлого труда и без духовного быта, восхотела укрепить его Своей благодатной помощью. Она явилась селянину по имени Кирик и указала место для возведения православной церкви, которая вскоре и была построена ляденским и окрестным населением.
О существовании этой деревянной церкви, построенной недалеко от местечка Ляды, известно с конца XVI века. В разные времена разные испытания выпадали возникшему монастырю. В 1963 году, по указанию вышестоящего начальства, местные власти начали разорять храм. Большинство находившихся в нём икон забрали действующие приходы близлежащих деревень. Некоторые выкупили прихожане. Благодаря этому часть ляденских икон сохранилась до наших дней. Писанные на холстах, они до сих пор украшают храм великомученика Георгия Победоносца в деревне Заболотье Смолевичского района.
Остальное убранство храма, в том числе иконостас, богоборцы вывезли на грузовике в лес, порубили и сожгли. С храма варварским образом сорвали купол – его подпилили и стянули трактором, а саму церковь превратили в зернохранилище. Главная святыня храма – Ляденская икона Божией Матери (список Жировичской Божией Матери) – исчезла и до сих пор неизвестно, где она находится.
Прошли годы и храм стал непригодным для зернохранилища. Он стоял без ремонта и присмотра, находясь в запустении: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверями.
Предварительные работы по восстановлению и открытию храма начались в 1990 году. В 1992 году по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета Патриаршего Экзарха всея Беларуси, открылась приходская Благовещенская церковь. Богослужения в ней совершал настоятель храма в честь великомученика Георгия Победоносца Смиловичи иерей (ныне – протоиерей) Валериан Бугаенко. 21 апреля 1994 года Синод Белорусской Православной Церкви принял решение о возрождении Ляденского мужского монастыря, придав ему статус ставропигиального.
С 2009 по 2015 гг. наместником обители являлся архимандрит Вениамин (Тупеко), ныне – митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
10 ноября 2011 года Ляденскую обитель посетила делегация Ватопедского монастыря Святой Горы Афон во главе с настоятелем архимандритом Ефремом, который передал в дар монастырю точный список Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», к которой благоговейно прикладывались брестские паломники.
На начало 2024 года в монастыре подвизается 22 насельника: 15 монахов (из них 9 – в священном сане), 3 инока и 4 послушника, один из которых и провел замечательную экскурсию для наших паломников. Получив благословение особо почитаемой иконочкой, с надеждой на встречу, покинули гостеприимную обитель.