ИСТОРИЯ СОБОРА

Вот уже 151 год в самом центре города Бреста стоит златоглавый храм, посвященный святому, который имел от Господа особую благодать обращать заблуждающихся к истинной вере – преподобному Симеону Столпнику.

Со дня освящения и по сегодняшний день Симеоновский кафедральный собор г. Бреста не прекращал нести свой молитвенный подвиг.

На его долю выпали нелёгкие испытания: войны, нашествия иноверцев, уничтожение святынь. Но при помощи всеукрепляющей Силы Христовой Храм выстоял, о чем ярко свидетельствует тот факт, что храм при всякой власти никогда не закрывался и богослужения в нем не прекращались, храня и поддерживая Православие на Берестейских землях во все переломные моменты истории. Никто не отважился разместить здесь музей или отдать помещение под склад. Невольно вспоминаются в связи с этим слова преподобномученика Афанасия Брестского, произнесенные им перед праведной кончиной и начертанные на гробнице, где покоятся его мощи: "Где мое тело сие израненное и острупленное за Имя Божие положено будет, там никогда же собрание злоумышленник и супостат вредить не может, даже до последнего изречения Праведнаго  Судии Христа".

Симеоновский кафедральный собор имеет долгую  и  сложную  историю. Название собора восходит к древнему одноименному монастырю, который размещался на территории современной Брестской крепости. Все строения монастыря были деревянными, потому неоднократно страдали от пожаров. Пожар  1819 г. окончательно разрушил последнюю Симеоновскую церковь. По распоряжению Святейшего Синода в 1823 году монастырь св. Симеона Столпника был упразднен, а Симеоновская церковь была обращена в приходскую. В 1824 г. монастырь закрыли по причине малочисленности насельников и бедности. После  этих  трагических  событий  на протяжении двух десятков лет богослужения совершались в домовой трапезной Свято-Благовещенской  церкви. В 1834 году, в связи  со  строительством  крепости,  распоряжением правительства монастырская Благовещенская церковь и все строения монастыря были разрушены, а их территория отдана под укрепление строящейся крепости;  сам же город был перемещен  на  три  километра  в восточном  направлении. Православная  церковь  долгое  время странствовала по различным зданиям,  пока  дворяне  Куровский, Бунинский  и  Молевский  не обратились  к российскому  правительству с просьбой выстроить новую церковь  на  Кобринском форштадте. Переписка между  различными  ведомствами длилась более 30 лет. И, наконец, указом Императора Николая I было разрешено строительство, но приступить к нему смогли только во время царствования Александра  II. Храм решили строить за средства, полученные в виде компенсации за церковное имущество, земли и здания, отчуждённые при строительстве крепости.

Первый проект строительства утвержден был еще в 1846 г. На торгах подряда на строительство храма не нашлось покупателей, в связи  с чем было решено вести работы хозяйственным способом в границах выделенной правительством суммы. Это вынудило значительно упростить проект, который, согласно докладу генерал-адъютанта графа Клейнмихеля, повторно был  утвержден 15 апреля 1854 г.

В «Литовских епархиальных ведомостях» сохранилось подробное описание торжества освящения места для строительства  храма. В воскресный день, 22 апреля 1862 года, после Божественной литургии и молебного пения преподобному Симеону Столпнику, совершенных протоиереем Василием Серно-Соловьевичем, Брестским благочинным, в сослужении протоиерея Военной госпитальной церкви, пяти священников из окрестных деревень и местного диакона и при стечении множества народа по положенному чину совершилась закладка. После прибытия крестного хода из крепости было совершено водосвятное молебствие. Протоиерей Василий Серно-Соловьевич произнес проповедь и окропил святой водой камень, который стал краеугольным в созидаемом храме. На нем была положена металлическая дощечка с надписью: "Повелением Императора Николая I, в царствование Императора Александра II, заложена церковь на Кобринском форштадте Брест-Литовской крепости, во имя святого Симеона Столпника, лета от Р. Х. 1862 апреля в 22 день...". Кроме того, было положено несколько русских монет 1861 года и пергаментный лист с надписью: "Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, положено основание и совершено освящение местности храма сего во имя святого Симеона Столпника, лета от Р. Х. 1862 в 22 день апреля, на память святого Феодора Сикеота, в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра II-го, по благословению Святого Правительствующего Синода члена, Высокопреосвященнейшего Иосифа, митрополита Литовскаго и Виленскаго". Через три  года  строительство  каменного  собора было завершено. 14 марта 1865 года, после Божественной Литургии, в присутствии членов церковного комитета и при многочисленном стечении народа протоиерей Василий Серно-Соловьевич совершил молебное пение, затем освящение и поднятие на колокольню стопудового колокола, купленного им в Москве в 1864 году на сумму, отпущенную казной. 8 ноября 1865 года было совершено освящение храма. Накануне из крепости в новую церковь прошел крестный ход, с которым были внесены мощи преподобномученика Афанасия. Военный парад и многочисленный люд разных сословий, несмотря на грязь и сырую погоду, сопровождали процессию. Другой военный парад с музыкой и множество народа встретили крестный ход, и в новом соборе было совершено всенощное бдение. На следующий день епископ Брестский и Гродненский Игнатий (Железовский), с благословения митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), совершил освящение храма и Литургию в сослужении двадцати четырех священников. На службе пел хор учеников местной прогимназии.

Церковь, построенная по проекту архитектора Скаржинского, является памятником архитектуры русско-византийского стиля. Здание имеет центрическую композицию. Квадратный в плане, кубовидный в объёме храм поставлен на высокий филёнчатый цоколь, облицованный розовым гранитом. Он имеет полукруглую апсиду и узкий притвор. Доминирует восьмигранный барабан в центре и 4 угловые башни с шатровыми завершениями. Верхи увенчаны луковичными главками на гранёных шейках. Проёмы центрального светового барабана украшены кокошниками. Этот декоративный мотив использован также в оформлении главного и боковых входов, высоких арочных оконных проёмов. По периметру здание опоясывает карниз с тягой, над которым проходит филёнчатый парапет с разновеликими треугольными фронтонами. Внутреннее пространство разделено колоннами на 3 нефа с крестовыми и цилиндрическими сводами, декорированными вместе со стенами полихромной орнаментальной росписью. В интерьере доминирует высокий световой барабан с высоким шатром. Алтарный объём отделён широким арочным проёмом и деревянным иконостасом. Галерея хоров соединяется с центральным нефом широким арочным просветом. Известный композитор, художник, писатель Наполеон Орда, посетивший Брест - Литовск в 1869 году, сделал первый известный набросок собора, по которому и известен первоначальный его вид.

Вместе  с  тем при строительстве собора был допущен ряд  недостатков.  Так, например, из-за  отсутствия  отлива  для дождевой  воды,  со  временем  крыша  проржавела  и  стала  протекать, поэтому  стропила  прогнили,  частично  обрушились  карнизы.  Кроме  того, нижний пол и балки сгнили, а оконные рамы обветшали. Настоятель Симеоновского  собора протоиерей  Иоанн  Григорович в 1880 г. докладывал в Гродненское церковно-строительное Присутствие об аварийном  состоянии  храма  и  необходимости  срочного  капитального ремонта. Осенью  того  же  года  из  Гродно  был  командирован губернский  инженер  Г. Небольсин,  который  после  тщательного  осмотра здания  признал  необходимость  ремонтных  работ. В  ноябре составили смету, которая равнялась 4 624 руб. 48 копеек. Несмотря на то, что Симеоновский собор посетил Гродненский губернатор и лично убедился в его плачевном состоянии, необходимой помощи на ремонт не последовало. Тем временем к 1885 г. положение храма ухудшилось: по всей крыше образовались трещины, во время дождя пропускающие воду, что грозило разрушением сводов. Штукатурка местами на стенах осыпалась. Рамы и окна сгнили и при сильном ветре выпадали. Из-за сильных сквозняков в соборе некоторые прихожане перестали посещать богослужения. Только благодаря неоднократным требованиям и энергичной деятельности настоятеля собора протоиерея Иоанна Григоровича было получено разрешение и финансовая помощь на ремонт собора. По новым расчетам на реставрацию здания выделили 5 363 руб. 64 коп. Под председательством церковного старосты генерал-майора в отставке Н.Д. Ширмо-Щербинского  была создана строительная комиссия.  Подряд на ремонт получил московский купец  И.И. Горбунов, который в декабре 1886 г. добросовестно завершил ремонтные работы под надсмотром академика архитектуры В. И.  Чагина.

По данным 1925-28 гг. состояние собора было удовлетворительным. Собор не перестраивался, с 1865 года ремонта не было. При соборе имелось около 25,5 гектаров земли: усадебной – около 1 гектара, пахотной – около 7 гектаров: сенокосной – около 3,5 гектаров, неудобной – около 14 гектаров. Каменный дом для священно-церковнослужителей принадлежал церкви.

В годы советской власти собор не закрывался. Он был поставлен на учёт уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР как действующий. 28 марта 1945 года максимальное количество верующих, посещавших храм, достигло 1000 человек. Имелась опись имущества храма. На учёте исторических, архитектурных или культурных памятников не находился. Из сообщения в Журнале Московской Патриархии за 1948 г., которое написал настоятель собора протоиерей Илия Реент, стало известно, что в соборе проходили Афанасиевские торжества по случаю 300-летия со дня мученической кончины святого преподобномученика Афанасия, игумена Брестского.

В 1980 — 1990 годах в соборе прошла масштабная реставрация. В 1984 году настоятель собора протоиерей Петр Сорока начал роспись всего храма в живописном стиле, которая была завершена его преемником – настоятелем собора протоиереем Евгением Парфенюком в 1990 году. Росписью собора занимался художник-иконописец Свято-Успенской Почаевской Лавры – Василий Григорьевич Крыштальский, известный своими росписями храмов в Киеве и в других крупных городах Украины и Беларуси. Из двенадцати колоколов, которые звучат ныне с колокольни собора, лишь два – старинных, остальные были похищены фашистами в годы ВОВ. В 1989 г. в Москве и Воронеже были приобретены 10 новых колоколов.

Собор дважды посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1995 г., 2001 г.), где освятил ставротеку – ковчег для хранения великой святыни Белорусской Церкви – воздвизального Креста преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, изготовленного брестским мастером Николаем Кузьмичем. Сам же Крест был освящен в соборе ранее (1997 г.) митрополитом Минским и Слуцким Филаретом.

В 1997 году все пять куполов храма заменены на позолоченные с шестиконечными крестами, покрашена крыша. В следующем 1998 г. сооружена новая церковная ограда. В 2004 г. наружный ремонт и покраску храма организовал настоятель собора протоиерей Евгений Семенюк. В 2005 г. по благословению епископа Брестского и Кобринского Иоанна (Хомы) рядом с Симеоновским кафедральным собором установили бронзовый памятник Афанасию Брестскому, приурочив событие к 360-летию его кончины.

 В 2007 г. кафедральный собор был включен в список историко–культурных ценностей Республики Беларусь. В 2009 году в Симеоновском кафедральном соборе прошли торжества по случаю празднования 1550-летия со дня блаженной кончины преподобного Симеона Столпника. B июне 2010 года, к 145-летию со времени возведения храма, компанией «Джофре Лабортехник» был завершен  проект архитектурно-художественного освещения собора. Так, со времени своего освящения и по сей день, Симеоновский кафедральный собор является доминантой города Бреста. 

При храме действуют воскресная школа, библиотека. По благословению епископа Иоанна (Хомы) при соборе было создано сестричество милосердия и братство во имя преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, а также сестричество милосердия во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, состоящее из матерей онкологически больных детей. При соборе проходят встречи центра анонимных алкоголиков «Неупиваемая Чаша», два раза в неделю проводятся собрания, а по субботам посетители центра присутствуют на молебном пении с Акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша».