Успение Пресвятой Богородицы

Все Богородичные торжества имеют равное достоинство в рамках церковных устава и календаря. Однако нынешний двунадесятый праздник — Успение Пресвятой Богородицы — по традиции выделен особым почитанием. Множество кафедральных соборов Святой Руси именуются Успенскими. Ни перед каким из Богородичных праздников мы не постимся, а к этому дню две недели приуготовляем себя по тому же уставу, что и в Великом посту.

 

Каждый православный верующий осознает, что Успение — значимое событие не только в жизни Богоматери, но и в истории спасения всего рода человеческого. Тропарь, то есть главное песнопение, отображающее суть праздника, в простых словах доносит до нас его великий смысл: «Во успении мира не оставила еси, Богородица… и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».

В спасении от какой смерти нуждаются наши души? Неужели душа человека не бессмертна? Смерть души — это ее разрушение силами зла. И есть устойчивая внутренняя связь между страхом физической смерти тленного тела и угасанием нравственного чувства, потерей совести. Святой праведный Иоанн Кронштадтский подчеркивал, что Бог не создавал смерти, она получила власть через наши преступления. По слову святого, «страшиться будем смерти, доколе пребывать будем в грехе».

Если человек живет по закону плоти, если он сознательно или бездумно грешит, если он забывает в суете этого мира о Боге, то смерть вселяет в него ужас. Святитель Иоанн Златоуст назвал лекарства, излечивающие душу от страха телесной смерти. Восприятие смерти со спокойным, мирным состоянием духа — как естественного завершения земного существования — достигается покаянием, молитвой, победой над страстями, трудом, терпением и мирным духом, то есть жизнью по заповедям Божиим.

Из повествования Евангелиста Луки мы знаем, что Пресвятая Богородица складывала в Свое сердце каждое слово о Христе как бесценное сокровище, как самое драгоценное, что было у Нее в жизни… Нам также необходимо стремиться в нашей беспокойной жизни к миру и тишине, чтобы услышать согревающий душу голос Христа.

Митрополит Антоний Сурожский замечает: «В Евангелии много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно, то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце — это слово, сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично… И это слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним».


Царица Небесная есть наша заступница, Она простирает над нами Свой небесный Покров. Она сохраняет способность каждого из нас сопротивляться злу, в какую бы личину это зло ни рядилось, отличать добро от зла, сохранять нравственное чувство, а значит, сохранять надежду на то, что мы не потеряем своего человеческого лица, не превратимся в животных, сохраним живой нашу душу.

И, может быть, сегодня мы по-особенному должны осознать именно это служение Богоматери. Как никогда мы должны просить Ее, чтобы Она сохранила живыми души людей, наших соотечественников, да и вообще всех людей. Мертвые души не могут образовывать жизнеспособные человеческие общества.

Мертвая душа — это мертвая цивилизация, это конец истории. А потому борьба за нравственное начало, за его сохранение, борьба за подлинную, а не мнимую, пропагандистки навязанную справедливость — это борьба за жизнь рода человеческого.

И как Царица Небесная послужила делу нашего спасения через Рождение Сына Своего и Господа нашего, принесшего нам искупление и избавление от грехов, так и после Своей кончины и вознесения на небо Она молитвами Своими избавляет от смерти души наши.

Святейший Патриарх Кирилл


Дорогие братия и сестры, взирая на блаженное успение Богоматери, потщимся и сами усердием в добродетельной жизни и презрением к пороку сделать свою кончину мирной. Чем достигла столь блаженной кончины Пресвятая Дева? Чистотой целомудрия, строгостью воздержания, постоянством в молитве, смирением и терпением в трудных обстоятельствах, упованием на Промысл Божий.

Поэтому, подражая примеру Богоматери, идите путем тесным, который приводит к вечной жизни. Да, действительно, на этом пути необходимо терпение. И потому, укрепляясь надеждою на Бога, терпите в счастье, чтобы не увлечься обольщением, терпите и в несчастье, чтобы не впасть в малодушие среди тяжких испытаний. Терпите все скорби и болезни и все трудности, какие надобно терпеть, чтобы устоять на праведном пути. Ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф.10:22).

Так поступая, каждый из нас будет иметь истинный мир в душе и надежду блаженной мирной кончины; последний час не будет страшить нас, и конец настоящей жизни станет для нас началом жизни вечной, и гроб лествицею к небу.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

 

Миссионерский отдел Брестской епархии