Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля — день Благовещения Пресвятой Богородицы — один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. В старину на Руси с Благовещения начинали новый год. В этот день святая Церковь вспоминает евангельское событие, положившее начало нашему спасению. Много веков назад Архангел Гавриил явился Пречистой Деве Марии, возвещая Ей о будущем рождении от нее Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

Это событие именуется Благовещением — по-гречески Εὐαγγελισμός, то есть «Благая весть». Впрочем, христиане первых столетий по-разному именовали нынешний праздник: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии. А в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название «Благовещение Пресвятой Богородицы».

Древнейшие иконографические изображения празднуемого события в римских катакомбах ученые датируют II веком. От III столетия до нас дошло Слово святителя Григория Чудотворца на этот день. В IV веке в сочинениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста об этом празднике говорится как о важном и почитаемом церковном торжестве.

О Благовещении Пресвятой Богородицы мы можем прочесть в одном Евангелии — от Луки. Согласно Преданию, святой апостол Лука был не только лично знаком с Самой Божией Матерью, но даже написал первые Ее иконы. Именно Лука донес до нас подробности Благовещения и Рождества Христова, эпизод из отрочества Иисуса, когда Он беседовал с мудрецами в Иерусалимском храме.

Кстати, о мудрости — вдумываясь в событие Благовещения, поражаешься сердечной зоркости, рассудительности, духовной трезвости юной Марии. Она оказалась более чуткой к вести Архангела, нежели пожилой священник Захария, не сумевший распознать Вестника Господня.

Как пишет митрополит Сурожский Антоний: «Мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?..

Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему...

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — то есть непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия.

О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа».

Беседа Архангела Гавриила и Девы Марии вдохновила церковных гимнографов на создание молитвы, называемой по первым словам «Богородице Дево, радуйся», и богослужебного песнопения «Величит душа Моя Господа», которое произносится верующими от лица Пресвятой Богородицы.

Наши предки сложили поговорку, что в праздник Благовещения Божией Матери «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». В XXI веке Церковь тоже рекомендует христианам отложить мирские, суетные дела, чтобы посвятить этот день Господу и Божией Матери. Помолиться дома и в храме, принять участие в таинствах Покаяния и Евхаристии, сделать какое-то доброе дело для ближнего.


«Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный, нисшёл до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповреждённою, и пребыть на веки Матерью Бога воплощённого? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Неё! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Праздник Благовещения — это первый цветок Пасхи, который держит Гавриил в своей руке. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» И в Пасху, когда все процветет уже новой жизнью Божественной, для которой создан человек, мы услышим: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся. И паки реку: радуйся!» Эта жизнь заключается в любви, любви Бога к человеку и человека к Богу. «Ибо так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

И это исполняется в день Благовещения в Воплощении Сына Божия. И так возлюбила Пречистая Дева Бога всем сердцем, всею мыслью Своей, всею душою, всею крепостью Своей, что Бог Слово стал плотью в Ней, через Нее. Эта любовь, эта жизнь Божественная открывается нам как тайна послушания Пресвятой Девы Марии. Ее доверие Богу безгранично: всею душою и телом, юностью и зрелостью, материнством и девством Она принадлежит Господу. Нет ни слова, ни мысли, ни движения в Ней, кроме как по Божией воле. Она в Боге, а не в Себе. Она не думает ни о чем, кроме как быть Рабой Господней. Но за это смирение Бог избирает Ее Своею Матерью.

Протоиерей Александр Шаргунов

                      

 

Миссионерский отдел Брестской епархии