Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из великих православных праздников. Он установлен в честь приведения в Иерусалимский храм будущей Матери Господа Иисуса Христа. Это второй двунадесятый богородичный праздник церковного года. И это своего рода введение в зиму, введение в Рождественский пост, введение в предпраздничные, предрождественские дни.

 

Потому что именно в это торжество, как мы слышим на вечерней службе, впервые звучат рождественские песнопения «Христос раждается, славите…» отголоском будущего праздника, к которому мы все готовимся, — Рождества Христова.

Чистое Дитя, чистая Дева была уже с рождения посвящена Богу. Такой обет дали Ее праведные родители Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства. Спустя три года после Рождества Богородицы они привели дочь к стенам Храма. Согласно Священному Преданию, Мария с Божией помощью легко поднялась по высоким крутым ступеням наверх, где Ее уже ждал первосвященник, чтобы благословить.

Как отмечает епископ Василий (Родзянко), «неслучайно первосвященник оказался Ее собственным ближайшим родственником (на тот год первосвященником был Захария, который был отцом Иоанна Крестителя, а Иоанн Креститель был ближайший родственник Ее божественного Сына — Иисуса Христа). Вот как эта святая семья принесла спасение роду человеческому. И это тоже неслучайно, потому что Господь Христос Спаситель именно семью поставил в основу спасения большой семьи человеческой, которую он именовал — Церковью».

От нас сокрыты многие подробности земной жизни Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Прикровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. Знаем только, что Мария постоянно молилась и читала Священное Писание, прилежно занималась рукоделием, а главное — возрастала в любви к Богу. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Разлучившись с родителями, Дева Мария со временем смогла стать всем нам Матерью. Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей, и Ходатаицей. Ее иконы называются: «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Споручница грешных», «Гора нерукосечная», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость»… Одно только перечисление названий уже звучит как прекрасный гимн нашего народа в честь его Покровительницы. Все земные и Небесные Силы славят Ту, Которая объединяет всё земное и небесное и Сама стала «новым творением» и «освященной церковью».


С первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. И разве удивительно после этого, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно, неоскверненно в течение всей Ее жизни, до момента, когда, как пишет один из западных писателей, Она сможет, в ответ на Божий призыв, произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и, вместе с Духом Святым, родить воплощенное Божие Слово.

Да, в день этого праздника действительно совершается для нас явление этого дивного события, начало этого возрастания, но также дается нам и образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь: во Святое Святых.

Да мы осквернены; да наши умы отуманены; да наши сердца нечисты; да наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так чтобы и мы могли войти во Святая Святых.

Митрополит Антоний Сурожский


Что такое Введение? Введение это вход Пресвятой Богородицы. Ее ввели во храм в трехлетнем возрасте это имело совершенно особое значение для того, чтобы она смогла действительно хорошо подготовиться к тому великому служению, к которому призвал ее Господь. Церковь Христова была сотворена в раю, еще до (как говорит Климент Римский), солнца и луны наших. Вот почему это дитя чистое было введено первосвященником Захарией прямо в святое святых, то есть в главную святыню Ветхозаветного Храма. И с этого началось превращение этого Ветхозаветного Храма в Новый Завет. Это был момент, когда святое святых стало постепенно превращаться в святое святых, которое существует теперь в каждом православном христианском храме, и о котором на каждой литургии произносятся подобные этому слова «Святая Святым».

Святыня эта величайшая, рай на земле снова восстановлен, и мы воздвигнуты снова на небо Божье. И это дитя знаменовало этот переход из одного Святое Святых в другое, из Ветхозаветного в Новозаветное.

Будем же стараться и мы с вами идти этим святым путем в борьбе со всякими искушениями, так, чтобы Господь дал нам возможность приблизиться хоть немножко к Той, которая в Сегодняшний день совершила этот символический переход из Ветхого Завета в Новый, для нас с вами.

Епископ Василий (Родзянко)

 

 

Миссионерский отдел Брестской епархии