Вознесение Господне

На сороковой день после Пасхи Церковь отмечает один из двунадесятых, т.е. наиболее значимых праздников, установленный в воспоминание о Вознесении Спасителя во плоти на небо. Это произошло, по свидетельству Евангелистов Луки и Марка, в присутствии учеников Христа. Так была запечатлена слава Воскресшего Господа. Даже самые близкие Христу люди не были в гробовой пещере в момент Воскресения и не видели восстания Спасителя из мертвых. Зато торжественное завершение Его миссии на земле наполняет очевидцев огромным оптимизмом и духовной силой.

 

 Ученики поклонились возносящемуся к Своему Отцу Богочеловеку и «возвратились в Иерусалим с радостью великою», прославляя и благословляя Бога за всё, что им вместе с Ним пришлось пережить, видеть и слышать. И мы приходим в храм, чтобы здесь духовно укрепиться, чтобы почувствовать близость живого Бога, чтобы получить силы для нашей миссии на земле, для нашего служения, ведь служение у каждого христианина одно и то же — апостольское.

В праздник Вознесения Господня мы слышим за богослужением о ранних днях Церкви Христовой, о том, как начиналась апостольская проповедь. И убеждаемся, что всё это имеет непосредственное отношение к нам самим. Мы тоже участвуем в истории спасения. Мы тоже можем войти во врата Царствия Небесного, которые Господь открывает для нас Своим вознесением. Мы тоже знаем все те слова, притчи, заповеди и наставления, которые Христос обращал к ученикам. Мы тоже призваны идти в мир и проповедовать евангельское учение. Как говорит апостол Павел, всякий раз, когда на Евхаристии мы принимаем Тело и Кровь Христовы, мы тем самым возвещаем, исповедуем смерть и Воскресение Господа. Празднуя Вознесение Господне, мы помним, что Спаситель всегда с нами, что Он даровал нам Духа Утешителя, Которым «всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется троическим единством, священнотайне».

Совсем скоро наши храмы будут украшены зелеными ветками и цветами в честь Пятидесятницы. В первые века эти праздники не разделялись, ведь после Вознесения видимое земное присутствие Христа уступило место Его невидимому пребыванию. Господь остался с нами в Церкви, которую основал, в Евхаристии, которая с тех пор совершается еженедельно в воспоминание о Нем.

Он остался в том Утешителе, Духе Святом, Которого послал Церкви на пятидесятый день после Воскресения и на десятый день после Вознесения. Святой Дух оживляет всю вселенную, все мироздание, присутствует в каждой человеческой душе, в ангелах, животных, в каждом цветке, в каждой травинке. В церковных таинствах и священнодействиях Дух Божий входит в наши сердца и дает нам ощущение новой жизни. Чтобы даровать Его нам, Господь добровольно прошел через страдания и крестную смерть.


Вознесение Христово на небо — великий, но и трудный праздник.

Великий, потому что Бог Господь, в уничижении родившийся в пещере Вифлеемской, принявший на себя тело человеческое, теперь возносит это наше тело во славе на небеса. Открывает путь на небо для каждого из нас.

Трудный, потому что наш немощный разум не в силах постигнуть события Вознесения на небо и для уразумения этого события требуются глаза веры — чистые сердцем Бога узрят.

Трудный, потому что прославление тела нашего до вознесения его до небес требует от нас чистоты тела. Этот праздник требует не только воздержания от грехов плоти, но и украшения нашего тела. Украшения не красками и нарядами, а делами благими.

Ноги наши украшаются, когда ходят по путям правды.

Руки наши украшаются, когда делают добро.

Язык наш украшается, когда воздерживается от ругани, осуждения, грязных и пустых слов, когда говорит слова "золотые".

Великие праздники наши не только воспоминание о том или ином великом событии, но они и светильники для нашей повседневной жизни. Праздник Вознесения Господня на небеса с плотию человека — светильник, требующий бережного отношения к нашему телу. Аминь.

Епископ Мефодий (Кульман)


Мы веруем, что именно в этот день, день Вознесения Господня, обретена человеком возможность быть всегда с Богом. И путь к этому указан нам Христом Спасителем.

Путь, которым можно достигнуть и нам высоты святой славы, — тот же самый путь, которым восшёл в славу Господь наш, то есть путь креста, путь очищения, самоотвержения, путь внешних и внутренних страданий.

Проверим, возлюбленные други мои, себя, идем ли мы на небо путем Христовым? Путь Господень должен быть путем всех и каждого. За всех нас равно пострадал Господь наш. Для всех равно отверсто и небо!.. Истинный христианин во всех обстоятельствах жизни, при всех случаях помнит, что он наследник неба, сонаследник Христу и поступает соответственно своему предназначению. Но пусть каждый из нас честно скажет, много ли в нем неземного, небесного, Христова?

Вспомните, когда Господь возносился, апостолы по любви к своему Учителю долго стояли, взирая на небо, принявшее их Господа и Учителя. И за это Ангелы, явившись, сказали им: "что вы стоите и смотрите на небо?" (Деян. 1:11).

Но так как мы в большинстве своем склонны к земному и временному, то нам надлежит услышать упрек от Ангелов: сыны человеческие, что вы стоите и не смотрите на небо, а на землю? Обратите очи свои к небу, воззрите на Спасителя вашего, давно на вас взирающего. Вступите на путь к небу, давно пред вами лежащий...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 Миссионерский отдел Брестской епархии