Вход Господень в Иерусалим

В праздник Вербного воскресения Церковь воспоминает евангельское событие входа Господня в Иерусалим — единственный эпизод, когда Спаситель был всенародно прославлен в Его земной жизни. Тот, Кто воскресил Лазаря, смиренно шел на страдания, но толпа вокруг ликовала.

Почтение смешивалось со страхом и любопытством, еще бы, ведь Иисус Христос совершил неподвластное человеку. Даже пророки никогда не воскрешали тех, кто умер несколько дней назад. Однако восторг жителей Иерусалима и паломников, собравшихся в столицу на праздник Пасхи, скоро прошел. Люди отвергли самое главное, с чем пришел Спаситель, — призыв покаяться ради Царства Небесного. Они ждали от Него освобождения от римлян и благополучного устроения общественных отношений. Его видели справедливым, мудрым, сильным, непобедимым царем — царем здесь и сейчас.

 

Научены ли мы горьким опытом древних иудеев? Или и нам Христос нужен для разрешения сиюминутных проблем, для спокойной, сытой жизни, для победы над притеснителями и врагами? Способны мы сперва в молитве величать Его Царем и Мессией, а когда что-то идет не по нашему плану, не так, как нам удобно и выгодно, равнодушно, даже цинично предавать Господа Иисуса Христа на распятие?

Хотя праздник Входа Господня в Иерусалим связан с трагическими обстоятельствами и предлагает нам задуматься о своих грехах, это день торжества и светлой радости. Даже люди нецерковные понимают, что отмечают верующие, видя в их руках  веточки и целые букеты вербы. В каждом православном храме священники освящают вербы в субботу на всенощном бдении и в воскресенье после Божественной литургии. Так мы становимся причастными красивой традиции чествования Христа как Владыки и Победителя. Издревле ветвями пальм и других деревьев с красивыми листьями или цветами устилали путь царей и военачальников. Кстати, хорошо знакомое нам слово «паломник» латинского происхождения. Так называли того, кто с пальмовой ветвью участвовал в крестном ходе в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. Поскольку самого слова «пальма» в древнерусском языке не было, «паломник» — калька с латинского palmarius.

Что до вербы, то первое упоминание об ее использовании для прославления Спасителя можно найти в Изборнике Святослава начала XI века. Это третья по древности после «Остромирова Евангелия» и «Новгородского кодекса» древнерусская рукописная книга.

А начало церковного праздника Входа Господня в Иерусалим восходит к апостольским временам. Еще в III веке святой Мефодий, епископ Патарский оставил поучение на этот день. В IV веке торжество, как свидетельствует святой Епифаний Кипрский, совершалось с большим размахом. В VII – IX вв. праздничные песнопения сложили святые Андрей Критский, Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин и др.


Хочешь ли, возлюбленный, светло праздновать торжественный день и встретить Христа, грядущего на страдания, и прилепиться к Нему? Будь спутником Победителю, вместе с толпой потрясая знамениями победы. Вместо ветвей принеси добродетельную жизнь; ветвями масличными сделай свои руки, простертые к милостыне. Покрывающему небо облаками подстилай под ноги не одежды — всего себя предай верою Воплотившемуся ради тебя. Облеки Им всего себя, как одеждой, и прими Его всего, ради тебя пришедшего и грядущего на страдания. Будь, если угодно, осленком, понеси Христа, грядущего во Иерусалим. И как тот, не противясь, но преклонившись, следовал за посланными в Вифанию, чтобы отвязать и привести его, так и ты сам подчинись научающему тебя принять Христово смирение. Ни в чем не противься — и будешь поистине осленком Христовым, освобожденным от скотского неразумия. Уподобься детям, младенчествуй во зле. Перемени седину волос на кротость младенца — бесполезна седина, если нет простоты. Сопутствуй Господу с народом, предшествуй народу. Восприми пророческие уста, воспой, прославь Возводящего тебя от славы в славу, стань Сионом, стань душою Иерусалима, действительным градом Божиим, градом прославленным, чтобы принять Христа, вселяющегося в тебя…

Святитель Андрей, архиепископ Критский


 

Лазарева суббота — праздник накануне Входа Господня в Иерусалим

В субботу шестой седмицы Великого поста мы радуемся чуду воскрешения Господом Иисусом Христом Своего друга Лазаря. Так Христос явил Свою Божественную силу и славу, уверил Своих учеников и всех верующих в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия. Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Лазарь был четверодневен. То есть никаких, даже самых изощренных, сомнений в подлинности его смерти ни у кого не было. И там, где еще мог сомневаться ум, всякое сомнение отгонялось обонянием. «Господи, уже смердит», – говорила одна из сестер Христу. В этом жутком запахе смерти спрятана немалая доля страха смерти вообще. Мысль о том, что любимый тобою человек разлагается, что телесный его состав охвачен гниением, может быть нестерпимой. Отсюда, быть может, и слезы Самого Богочеловека над закрытым гробом Лазаря. Отсюда и любовь православных христиан к святым мощам, которые фактом своего многолетнего благоухания побеждают не что иное, но саму смрадную гниль, и делают очевидной победу над самим грехом, эту гниль родившим.

Протоиерей Андрей Ткачев

 

Миссионерский отдел Брестской епархии