Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — двунадесятый праздник, который Православная Церковь каждый год отмечает 27 сентября (по новому стилю). В этот день верующие вспоминают два события. Изначально торжество происходило в честь обретения равноапостольною царицею Еленою, матерью первого христианского императора Константина Великого, и патриархом Иерусалимским Макарием того самого Креста, на котором был распят Иисус Христос.

 

Произошло это чудо в 326 году в Иерусалиме, около горы Голгофы. С VII века с этим праздником стало соединяться воспоминание о возвращении греческим императором Ираклием в 620-е годы Животворящего Креста из Персии, где святыня находилась долгое время.

Во время обоих событий патриарх воздвигал, то есть поднимал, Крест, чтобы все могли увидеть его и поклониться. Отсюда праздник получил название Воздвижение Креста Господня или более кратко — Крестовоздвижение.

И тогда и в наши дни невероятно сложно понять, отчего именно Крестом Бог возжелал спасти мир. Об этом читаемые сегодня слова апостола из Первого послания к Коринфянам: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия». Богу благоугодно было спасти мир не человеческой мудростью, не человеческой мощью, не человеческой властью, а посредством Креста Господня. До распятия Христа ни одна философия, ни одна религия не предлагали людям путь Креста, путь страданий для обретения спасения. И сегодня многие не могут уразуметь смысл Креста и говорят: как можно поклоняться орудию пыток?

Помочь найти ответ может молитвенное размышление над тем, что Господь Сам добровольно взошел на Крест. Будучи абсолютно безгрешным, Он принял позорную мучительную смерть только потому, что любит свое творение. Для того был нужен Крест, чтобы, пройдя путь человеческий страданий, вызволить каждого человека и всё творение из бездны греха, чтобы открыть нам перспективу вечной жизни, чтобы помочь познать подлинную истину. Истина заключается в том, что главным в жизни является любовь. Все остальное вторично. Вот почему и заповедь о любви становится главной заповедью христианства, вот почему Господь провозглашает эту заповедь не только словами, но подвигом Своей жизни. И одновременно Он показывает людям, что любовь всегда сопровождается жертвой. В каком-то смысле любовь становится синонимом жертвы, а жертва — синонимом любви, потому что если мы, любя другого, ничего не готовы для него сделать, то это не любовь.


Достойно и праведно поклонятися Кресту Христову, ибо этим благословенным Древом была умерщвлена смерть и дарована жизнь. Древом райским мы были умерщвлены, а Древом крестным оживотворены; первым изгнаны из рая, вторым восходим на небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов наших; поэтому достойно всякого почитания это Древо благословенное.

Если в большом почете хранилось в храме Соломоновом то оружие, которым Давид обезглавил Голиафа, то тем большего почитания и поклонения достойно оружие крестное, которым Христос не человека, но диавола, этого адского Голиафа, со всем его воинством победил. До Христова пришествия бес имел силу, потому что у людей не было оружия противиться ему, а теперь есть Крест Христов; только положи на себя крестное знамение — и он тотчас убежит от тебя.

Он связан крестною силою, а если связан, то как может тебе повредить? Если же вредит, ты сам свяжи его, то есть положи на себе знамение Креста Господня — и он будет связан. Влагает ли тебе в ум диавол худые мысли? Положи крестное знамение на челе твоем — и он убежит от тебя. Принуждает ли тебя обращать очи туда и сюда? Положи крестное знамение на челе твоем — и он удалится от тебя. Понуждает твой язык разглагольствовать? Крестом прогони. Доносит ли до ушей твоих суетные слова других? Огради свой слух Крестом Христовым.

Святитель Димитрий Ростовский


Как благоговейно должны мы совершать крестное знамение, относиться к тому, что оно значит для нас. Когда мы кладем на себя крест, мы кладем на себя знак, перед которым дрожат все темные силы, раз сразившиеся с Богом — крестом и побежденные этим крестом. Мы этого не умеем ощутить, но темные силы трепещут и отходят от креста Господня.

Но вместе с тем, когда мы совершаем крестное знамение, мы как бы на себя берем крест Христов; мы решаемся следовать за Ним, а путь Христос нам указал: Отвергнись себя, возьми крест и иди за Мной; чтобы никто у тебя не отнимал жизни, отдавай ее каждый день, каждый час, пока не придет время отдать ее раз и навсегда в руки Божии. И пусть вся твоя жизнь будет несением этого креста — знамения победы и готовности твоей так жить и так умирать, как умирал Господь.

И как благоговейно должны мы совершать крест, зная, помня, что крестом мы исповедуем всю веру свою, складывая три пальца вместе, чем свидетельствуем нашу веру во Святую Троицу, и сгибая остальные два пальца, чем напоминаем самим себе, темным силам и каждому, что мы верим во Христа — и Бога, и Человека, сошедшего на землю и отдавшего Свою жизнь за нас.

Поэтому, когда будете подходить ко кресту сегодня на прощание, — поклонитесь ему благоговейно, любовно, трепетно, но, приложившись к нему, отдавая ему поцелуй веры и поцелуй любви, примите заповедь Господню: Отвергнись себя! Возьми свой крест и последуй за Мной — куда бы Я ни пошел...

Митрополит Антоний Сурожский

 

При составлении листовки использовался материал из проповедей  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Миссионерский отдел Брестской епархии