Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 января православные христиане отмечают великий двунадесятый праздник — святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа. В этот день мы вспоминаем событие, описанное всеми четырьмя евангелистами, которое произошло на реке Иордан, где иудеи традиционно совершали религиозные омовения.

 

Крещение Господа от Иоанна Крестителя было не тем самым Таинством, что совершается сегодня над каждым человеком, приобщающимся к православной Церкви, а его прообразом. Неслучайно в древней Церкви существовал обычай крестить новообращенных (их называли оглашенными) в навечерие Богоявления.

Крещение Господне начали праздновать еще во времена апостолов — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне становится отдельным праздником.

В наши дни отголоски прежнего единства Рождества и Крещения слышны в богослужении. Многие прихожане знают, что у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями. Водоосвящение в Крещенский сочельник 18 января и в сам день праздника 19 января совершается по одному и тому же чину. Поэтому вода, освященная в оба дня, называется Великой агиасмой (Великой святыней). Нередко можно встретить мнение, что если два водоосвящения, значит, и вода в эти дни тоже разная — отдельно крещенская, отдельно богоявленская. Это суеверие.

В период попразднства Крещения, точнее, на второй день праздника, мы отмечаем «Собор святого Иоанна Предтечи», прославляя того, кто послужил делу Крещения Христова. Конечно, Иисусу не было нужно очищение от грехов, посредством погружения в воды Иордана, ведь Он пришел в мир, чтобы очистить нас от греха и просветить всех людей светом богопознания. Господь как бы потопляет в водах Иордана саму греховную немощь человеческого естества, чтобы и весь человеческий род мог возродиться – через Таинство крещения – во Христе. Апостольское чтение на литургии (Послание апостола Павла к Титу 2:11-14; 3:4-7) говорит о явившейся в мире — через Иисуса Христа — Божией благодати, обновившей нас Святым Духом, для того, «чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками жизни вечной».

Приняв Крещение от Иоанна, Господь выходит на общественное служение и являет Себя миру, открываясь каждому верующему сердцу. Как же не воспользоваться этим? Как же не принять Его божественный зов: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28,20). Почему же так много людей не знают Бога и не принимают Его? Все дело в том, что человеку как величайший дар дана Богом свобода воли. Человек волен избирать: принимать или отвергать. Бог не заставляет человека, хотя как Отец, как высшая и совершеннейшая Любовь желает, чтобы всякий человек пришел в разум истины и не погиб, а имел жизнь вечную.

Мы бываем так погружены в житейскую суету, что не желаем обременять себя лишними заботами и обязанностями. Бог же терпит, всячески строит дело нашего спасения, ожидает нашего пробуждения. Он вещает людям о Себе и о вечности через Свое Божественное Откровение и через окружающий нас мир, через окружающих нас людей, через наши страдания и болезни... Божий промысл потому и есть Божий, что все, что ни случается в жизни, в мире, Господь употребляет для нашего блага. Из года в год, изо дня в день устами Священного Писания, устами святой православной Церкви, историей праздников христианских Господь напоминает нам о Себе, открывая Свою божественную, благую и всесовершенную волю о нас.


 Господь пришел на землю не только для того, чтобы освятить Иорданскую воду, а чтобы освятить человека, сделать его святым. И вот Господь пришел в этот мир, чтобы отдать Свою любовь и ею победить смерть. Вся жизнь христианина — это борьба за освящение: за освящение своего жилья, дела, тела, мыслей, слов. Человек ищет и не находит в этом мире возможности сделать радостной свою бессмертную душу. Да возрадуется душа моя о Господе (Ис. 61: 10).

И поэтому, конечно же, для нас этот праздник — свидетельство, что Церковь — живой организм, а Христос — живой в Церкви, и Дух Святой освящает все и всех, кто приходит в храм не просто как в музей, в место, где можно постоять и послушать пение, полюбоваться иконами; а приходят в храм, как в колыбель, где мы рождаемся для новой жизни, для жизни с Богом, для жизни вечной. Нам нужно освящение, нужен свет Любви, нужна святость, которая дала бы нам хоть на минуту возрадоваться о Господе.

Священномученик Илларион, архиепископ Верейский


 С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем крещении; как дивно думать, что потому, что наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством крещения, стали Христовы, мы названы Его именем.

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: Вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла.

Христос пришел на Иордан безгрешный, погрузился в эти страшные Иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения, для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего достоинства, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими...

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснулся нашей жизни! Аминь.

Митрополит Антоний (Храповицкий)

При составлении листовки использовался материал из статьи Киктенко Елизаветы «Крещение Господне».

Миссионерский отдел Брестской епархии