Воскресение Христово Пасха

Весь христианский мир ликует и веселится, славя Господа, в радостные и светлые дни Христова Воскресения. Пасха светозарная, Пасха благодатная, Пасха спасительная! Многоцветной искрящейся радугой над потопом ненависти и страданий сияет человечеству Воскресение Христово. В эти светлые дни даже неверующие ощущают в душе своей радостный трепет, когда доходят до них несравнимые ни с каким человеческим словом слова: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»

Правда праведных, вера верящих, надежда надеющихся, любовь любящих — всё это совместилось в одном восторженном возгласе. Столь краткими словами дан ответ на все тяжкие раздумья мудрецов о смысле нашей жизни. Воскреснуть мог только Бог. И потому вопрос о Воскресении по сути своей является самым главным вопросом бытия — «Есть ли Бог?». «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна», — пишет апостол Павел. И тотчас победно утверждает: «Христос воскрес из мертвых первенец из умерших» (1 Кор. 15, 20). Зачем свершилось распятие на Кресте и Воскресение Сына Божьего? Кто Тот Страдавший, Распятый и Погребенный в образе раба, Чье Воскресение мы празднуем? Он — Бог, Единородный Сын Божий, Творец мира, Богочеловек и Спаситель всего человечества. Он же — исторический Мессия-Христос, потомок Давида и Царь Израилев. Его Крестной смертью совершено наше искупление, а Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Непроходимы были врата смерти. Все земнородные неизменно к этим вратам подходили, за ними скрывались, трепеща и ужасаясь. Но вот воскрес Христос! Что это значит? Это значит, что спасение совершено воистину. Ведь человеческое естество соединилось с естеством Божественным в Лице Христа "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно". Не Бог прошел через врата смерти, не пред Богом "распахнулся вечности чертог", не ради Бога отвален камень от дверей гроба, но ради Богочеловека. Вместе со Христом прошло через таинственные врата смерти наше человеческое естество. Царствует смерть, но не вечнует! Страшна была смерть роду человеческому раньше смерти Христовой, но после Христова воскресения человек стал страшен для смерти, ибо один из нас победил смерть, не остался во гробе и не увидел тления.

 Священномученик Иларион (Троицкий)

 Всех нас зовет Иисус Сладчайший войти в радость бессмертного Света, приникнуть к неиссякаемому роднику чистого счастья.

Зачем нам ходить в храм?

Если мы называем себя христианами, значит, принадлежим Христу и Его Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Посредством таинства Крещения мы стали членами православной Церкви, в жизни, таинствах и традициях которой призваны теперь принимать постоянное участие. Церковь является богочеловеческим организмом. Помимо благодати Божией, которая постоянно подается верующим людям, необходимо также стремление к Богу и самого человека. Насильно Бог никого не желает приводить в храм. Мы сами должны стараться жить по евангельским заповедям, постоянно участвовать в церковных таинствах и жизни Церкви для того, чтобы Господь смог действовать в нас и освящать наш жизненный путь. Но, к сожалению, большое количество православных вспоминают о храме, когда хотят получить святую крещенскую воду, освятить пасху или поставить свечку, если возникли какие-нибудь жизненные трудности.

Но христианин — не тот, кто лишь ныряет в прорубь на Крещение или объедается блинами на Масленицу. Христианин — это тот, кто Богу приносит плоды своей жизнью, кто живет по заповедям, кто отдает сердце Богу, кто готов жить не только ради себя, но и для других людей.

 Никто не остался бы язычником, если бы мы были христианами, как следует, — утверждает святитель Иоанн Златоуст. — Если бы мы соблюдали заповеди Христовы, если бы мы благодушно переносили обиды и насилия, если бы мы, будучи укоряемы, благословляли, если бы, терпя оскорбления, воздавали добром, то никто не был бы столь диким, чтобы не обратиться к истинной вере, если бы так все вели себя.

Святитетль Иоанн Златоуст


Эти слова святителя относятся к каждому из нас…

Иоанн Кронштадтский сравнивал человека с цыпленком. Цыпленок рождается дважды. Вначале курица рождает яйцо. Курица страдает, но рожденное — еще не цыпленок. Теперь его нужно высидеть и прогреть. Только после долговременного прогревания и сохранения из-под мертвой скорлупы проклевывается пушистая и мокрая, желтая и смешная жизнь.

Человек тоже должен родиться дважды. Вначале как лягушонок, как Маугли, как человеческий детеныш. Потом — как личность, как человек разумный, как сын Божий по благодати. Не родившийся дважды так и останется яйцом. И его удел — быть съеденным всмятку или вкрутую; быть съеденным в сыром виде человеком или животным. Детали неважны. Таких людей очень много. В свете сказанного особую красоту можно заметить в обряде освящения крашенок и во всем, что связано с пасхальным яйцом. В нем, как мы помним, — смерть для Кащея. Оно, как мы знаем, было подарено Тиберию Магдалиной. Все это, оказывается, потому, что мы на яйцо похожи.

Пробуждение для жизни сознательной и разумной можно сравнить с воскресением из мертвых. Воскресший Христос проявляет свое неотступное пребывание в нашем мире тем, что многие и многие, услышав Его Имя, прочитав Его слово, вкусив Его Тайн, сбрасывают погребальные пелены и, как бабочка из кокона, выпархивают ввысь, чтобы летать и жить новой жизнью.

Именно в этом — смысл празднования Воскресения Христова. Если мы не воскресаем от жизни мертвой и смердящей, если мы не поднимаемся и не начинаем ходить после долголетнего лежания во гробе (нерадения, уныния, ненависти), то вера наша тщетна (1 Кор. 15, 14).

Протоиерей Андрей Ткачев

 Миссионерский отдел Брестской епархии